Почему только горизонтальную форму периодической таблицы химических элементов применяют в качестве научного и учебного иллюстративного материала?
Why is only the horizontal form of the periodic table of chemical elements used as a scientific and educational illustrative material?
Всем образованным людям очень хорошо известна Периодическая Таблица Элементов (ПСЭ). По этой таблице школьники учатся на уроках по химии и при изучении строения атомов химических элементов на уроках по физике.
Но почему ПСЭ всегда и всюду представлена исключительно только в горизонтальной форме? Ведь очень неудобно отображать ПСЭ на книжной странице, где эту таблицу поворачивают на 90 градусов, чтобы в строках периодов уместить все элементы периодов.
А что получится, если ПСЭ отображать так, чтобы элементы в периодах располагались не по горизонтали на одном уровне, а друг под другом,
более тяжёлые элементы размещать под более лёгкими? А если точнее, элементы, в ядрах атомов которых больше протонов, размещать под элементами, в ядрах атомов которых меньше протонов, что задаёт количество электронов в электронных облаках нейтральных атомов и задаёт структуру электронных облаков атомов. Структура электронного облака атомов, как правило, проявляется химическими и многими физическими свойствами образцов элементов.
Пока ПСЭ представлена в горизонтальном отображении периодов,
столбцы элементов первых двух химических групп устойчиво стоят на нижнем основании таблицы. И психологически это не воспринимается как противоестественное.
Но в вертикальной форме ПСЭ с полным отображением элементов во всех периодах вдруг обнаруживается
противоестественное нависание над "бездной пустоты" отделяющей первые два элемента над остальными элементами недостаточно длинных периодов.Вся разгадка фокуса с горизонтальным отображением периодов Периодической Таблицы Элементов горизонтальной формы заключается в том, что
человек, смотрящий на эту таблицу, не видит противоречий с повседневным опытом. Что на горизонтальной опоре вертикально поставленный даже длинный столб устойчиво стоит.Но при внимательном разглядывании ПСЭ вертикальной формы
не в меру въедливый школьник, студент, учёный физик, химик осеняется крамольной мыслью, что первые два элемента в недостаточно длинных периодах противоестественно висят над пропастью. Если мысленно передать эти нависающие два элемента каждому предыдущему периоду так, чтобы периоды оканчивались не на благородном газе, а на щёлочноземельном металле, то никаких нависающих элементов в периодах не останется.
Может быть, Менделеев руководствовался именно таким соображением.
Давай-ка я буду располагать элементы (периода) на одном уровне в своей периодической таблице, в которой периоды мною красиво окончены элементом группы галогенов. Тогда никто не обнаружит противоестественного нависании первых трёх элементов над остальными элементами недостаточно длинных периодов. Справедливости ради, надо учесть, что Менделеев категорически не принимал понятие период, и применял понятия ряды и химические группы. И, вероятно, был далек до осознанного применения фокусов с ориентацией периодов по горизонтали, лишь бы не по вертикали.
Последователи Менделеева великодушно приписали Менделееву окончание периодов на элементе группы благородных газов, введённое в науку швейцарским химиком Альфредом Вернером в 1905 году. После чего получили образцовую каноническую ПСЭ горизонтальной формы, по которой уже боле ста лет учат школьников, студентов; на которую опираются в своих изысканиях химики и физики.
