Христиан Розенкрейц (1378 – 1484)
Вычленение астрономии, в самостоятельную научную дисциплину из астрологии, произошло в Европе в самом начале 15 века и было связано с активной деятельностью полулегендарной личности: Христиана Розенкрейцера.
Примерно в 1400 году Розенкрейц вернулся в Европу из стран Ближнего Востока, где, по его словам, приобщился к древней мудрости. И через несколько лет в Европе, он, совместно с несколькими своими сподвижниками, создает тайное научное общество: Орден розенкрейцеров. Главным лозунгом этого общества становится девиз:
«Наука – для избранных, религия – для профанов»
И именно под этим лозунгом и происходит вычленение астрономии из астрологии, а так же физики и химии из алхимии, в виде самостоятельных наук, допуск к которым был открыт лишь «избранным» и закрыт для «профанов». Таким образом в средневековой Европе создается (точнее воссоздается по типу пифагорейской школы) тайное научное общество по образу и подобию касты древнеегипетских жрецов. Монопольное владение научными знаниями (в частности, в области астрономии) подразумевало под собою не только процесс вовлечения в ряды тайного сообщества всех передовых естествоиспытателей своего времени, с целью недопущения публичного распространения их идей за пределами тайного общества, но, так же, и пропаганда ложных научных доктрин среди «профанов». Таким образом, все научные достижения средневековой Европы должны были концентрироваться исключительно лишь в архивах Ордена розенкрейцеров.
Тайный характер деятельности Ордена розенкрейцеров (само существование которого не было известно до 1610 года) не позволяет достоверно судить об успехах и достижениях розенкрейцеров на научном поприще, в том числе и на астрономическом фронте.
И, вообще, неизвестно, к чему привело бы Европу подобное развитие событий (вряд ли, при таком развитии научной мысли, Европа смогла бы стать мировым лидером технического прогресса в XIX веке), если бы не «раскольническая деятельность» одного из сподвижников Христиана Розенкрейцера – Иоганна Гмундена, ученого, достойного отдельного упоминания.